Что-то я не пойму, каким образом клиент (хотя в описанном Вами случае это не клиент, а лох) избежит подобной ситуации, если все фирмы договорятся держать одинаковые цены? Ведь цена на мамку асрок и в той и другой фирме будет одна и та же.
Только в одном случае если фирме надо не только тупо сделать оборот, а потом хоть трава не расти, главное урвать свои 10-15 баксов, а заинтерисована в благодарном клиенте, и менеджеру не влом потратить лишних несколько минут, что бы продать то что человеку нужно, а не то что он хочет.
Это при условии что мы обсуждаем тему которую поднял топикпастер о создании клиентоориентированой фирмы, а не ценообразование на IT по городу хмельницков в целом.

Ну а по поводу "Лоха", если человек не разбирается в чём либо, то он не лох, а просто неразбирающийся в данном вопросе, пока не разбирающийся. Если я не знаю что такое квантовая механика/физика я же не лох, не так ли?